Каталог

Медиаграмотность и фактчекинг

Медиапотребление

Термин включает в себя способы и время получения информационного контента, его объем и аспекты взаимодействия с медиа. Характер медиапотребления меняется по мере появления медиа и новых способов знакомства аудитории с контентом. В России пользователи предпочитают узнавать новости в первую очередь из интернета и социальных сетей. Телевидение отходит на второй план и уже не относится к преимущественным способам медиапотребления. Среди источников информации об окружающем мире россияне также называют видеоблоги.

Однако основным источником информации для большинства россиян по-прежнему остается телевидение, но его аудитория постепенно снижается, говорится в аналитическом докладе «Российский медиаландшафт 2019: телевидение, интернет, пресса и социальные сети», проведенном Левада-центром. За десять лет этот показатель упал с 94% до 72%. При этом доля потребления телевизионного контента зависит от возраста россиян: реже всего получают новости по телевизору самые молодые — это 42% среди россиян до 25 лет. А в группе самых пожилых (65 лет и старше) эта доля составляет 93%.

Пожилые россияне также активно используют для получения информации традиционные медиа – радио и прессу. При этом аудитория таких медиа продолжает существенным образом сокращаться: за десять лет она уменьшилась более чем в два раза, подчеркивается в докладе. В то же время в России растет потребление социальных сетей. Наиболее популярные среди них – «ВКонтакте» (им пользуются порядка 42% россиян), «Одноклассники» (33%), YouTube (30%) и Instagram (23%). Наибольший рост в России демонстрируют YouTube, Instagram и «ВКонтакте». Именно социальные сети – главный источник информации для молодежи. Самыми быстрорастущими площадками признаны YouTube, Instagram и «ВКонтакте». Количество пользователей мессенджеров для быстрого обмена сообщениями, звонками, аудио- и видеосообщениями увеличилось с 2016 года вдвое. Через WhatsApp общается 49% россиян, через Viber – 31%.

 

Медиаграмотность

Это способность найти информацию, проанализировать ее и передать сообщение. Основные атрибуты медиаграмотности – это поиск информации, анализ, критика, ориентация в медиапространстве, защита от манипуляций, посягательств на безопасность, средство обучения и создание медиапродуктов. По мере развития медиатехнологий области применения медиаграмотности расширяются.

Выделяют следующие виды медиаграмотности:

  • информационная;
  • трансмедийная;
  • цифровая.

Изучением аспектов взаимодействия с миром медиа занимаются специалисты из разных сфер: нейробиологи, психологи, математики, юристы, филологи, культурологи, правозащитники, продюсеры, журналисты.

 

Законы медиаграмотности. ЮНЕСКО сформулировало 5 законов в 2017 г.:

  1. Все источники (информация, коммуникация, медиа, библиотеки, интернет, технологии) равны по статусу, и ни один из них не может считаться более значимым.
  2. Создателем информации и знаний может быть каждый из нас. Человек имеет право на самовыражение и доступ к знаниям и информации. Права человека и медийная грамотность тесно связаны и касаются в одинаковой степени мужчин и женщин.
  3. Не вся информация нейтральна и не все сообщения, знания беспристрастны и независимы. Утверждение должно быть понятным и прозрачным для всех.
  4. Право человека на получение и понимание информации, знаний и сообщений не должно нарушаться, даже если он не претендует на это право.
  5. Медиаграмотность – это динамичный процесс и опыт. Медийная и информационная грамотность завершена в том случае, если человек получил знания, умения и установки в отношении использования, создания и передачи информации о медиа и технологическом контенте.

В современном мире, который ежедневно меняется, люди больше не могут ориентироваться интуитивно. Объем информации постоянно увеличивается. Способы взаимодействия с физической действительностью трансформируются. Чтобы уверенно существовать в современном мире, человек должен осваивать новые навыки и подходы, уметь анализировать происходящее вокруг. Все это объединяется одним термином «медиаграмотность».

 

Направления медиаграмотности

  1. Фактчекинг – это способность находить, анализировать и проверять информацию. Развитию фактчекинга способствует критическое мышление, умение сопоставлять источники данных и отличать частное мнение от истины. Человек, владеющий фактчекингом, способен сомневаться в своих личных предубеждениях и противостоять пропаганде и цензуре.
  2. Этическая медиаграмотность включает в себя безопасное общение в Сети, умение выявлять враждебные высказывания, троллинг, моббинг и кибербуллинг. К этической медиаграмотности относится умение спорить с оппонентом в социальных сетях. Этические стандарты меняются по мере развития технологий, что порождает проблемы, связанные с отношениями между людьми в цифровой среде.
  3. Устройство медиа включает в себя существующие источники, технологии и форматы производства информации. К устройству относится трансформация журналистских стандартов, изменения законодательства о СМИ и тенденций развития медиасферы, понимание ситуации на современном медиарынке.
  4. Медиамейкинг – умение создавать медиасообщения. К нему относится написание постов в социальных сетях, сторителлинг, создание видеоконтента, анимации, запись подкастов и прочее. Медиамейкинг – это не только набор определенных технических навыков, но и умение выбирать аудиторию, формат, способность сформулировать цель, задачу и написать сценарий.
  5. Цифровая безопасность – умение управлять аккаунтами в соцсетях и медиапроекциями в техническом и содержательном смысле. К цифровой безопасности относится понимание того, как защитить личную информацию и персональные данные.

 

Фактчекинг

Факт – это истина, событие, которое произошло. Можно иметь свое мнение относительно какого-либо события, но с тем, что оно произошло в реальности, не поспоришь. Мы живем в мире, в котором нет недостатка в информации. Поэтому ежедневно всем нам приходится оттачивать навык отделения фактов от фейков. Для этого и нужна медиаграмотность. Она, как свод правил дорожного движения, помогает найти верную дорогу.

Фактчекинг – это технологии, с помощью которых проверяется точность и достоверность информации. Фактчекинг используют журналисты для подготовки материала и медиасообщений для обработки и передачи информации аудитории. Сегодня мы узнаем о мире не только из СМИ, но и из других источников. Поэтому каждому стоит овладеть технологией проверки информации.

Например, вы узнали информацию о событии. Определите, из чего оно состоит – из фактов, фактоидов или эмпирических обобщений.

Факт – это событие, подкрепленное сообщениями свидетелей. Несмотря на то что восприятие события может быть разным, с фактами не поспоришь.

Фактоид – это сообщение, в котором нет полноты описания события. Например, известна дата, но нет информации о месте, где произошло событие.

Эмпирическое обобщение – это оценка события исходя из частного опыта и восприятия действительности.

 

Критическое мышление, как базис фактчекинга и медиаграмотности

В понятие критического мышления входит способность сомневаться в полученной информации, умение сравнивать различные точки зрения, определять качество аргументации сообщений, изучать их логические основания. Критическое мышление помогает человеку принимать верные решения вне зависимости от нехватки или переизбытка информации. Пользователь с некритическим мышлением принимает на веру любую прочитанную или услышанную информацию и не сомневается в ее точности. В XXI веке критическое мышление – это один из ключевых навыков (soft skills).

Развивать навык стоит каждому из нас независимо от сферы деятельности. Особенно это важно при получении информации из интернета. В первую очередь необходимо определить свою роль в медиапотреблении – наблюдатель, участник или производитель.

  • Наблюдатель знакомится с контентом, который создали другие.
  • Участник делится полученными данными со своей аудиторией.
  • Производитель создает контент для других.

Знакомясь с контентом, выясните настоящий источник контента, определите, можно ли ему доверять, оцените аргументацию, изучите факты. Прежде чем стать участником, определите свою мотивацию, почему вы решили поделиться новостью. Возможно, вы доверяете источнику или поддались эмоциям, решили первым рассказать о сенсации или о чем-то важном. Задайте вопрос: достаточно ли мотивации, чтобы делиться информацией с другими? Становясь производителем, учитывайте интересы аудитории, на которую рассчитан контент, не вводите в заблуждение и не обманывайте читателей.

 

Медиаобразование

Согласно концепции ЮНЕСКО и Совета Европы, медиаобразование необходимо для понимания технологии использования массовой коммуникации в обществе и овладения способностью использовать медиа для взаимодействия между людьми.

В 70-х годах прошлого века считалось, что СМИ в большей части влияют на формирование политических взглядов в обществе. Медиаобразование рассматривалось исключительно в сфере политики. В 80х – 90х годах целью медиаобразования стала защита детей от «низкой» культуры, которую несут СМИ. Сегодня медиаобразование направлено на развитие творческих навыков, которые необходимы в условиях цифровой революции.

Медиаобразование предполагает получение следующих навыков:

  • способность анализировать, критически осмысливать и создавать контент;
  • умение определять контекст текстов, их источники, социальные, политические, коммерческие и культурные интересы;
  • способность трактовать медиатексты и интерпретировать ценности, которые транслируют медиа;
  • умение распространять собственные медиатексты через выбранные медиа для заинтересованной аудитории;
  • способность получить свободный доступ к медиа.

Медиаобразование, согласно концепции ЮНЕСКО, относится к правам человека на получение информации и свободу самовыражения. Благодаря ему граждане разных стран определяют свою роль в современной медиареальности. Развивается сознательная аудитория, включенная в деятельность СМИ. В будущем медиаобразование должно стать частью процесса обучения в школе. Некоторые дисциплины рассчитаны на преподавание в вузах и в рамках дополнительного образования.

Видео

Уточнить стоимость
Оформить заказ

Подписаться на новости: