Фактчекинг – это проверка информации в постоянном режиме, умение оценивать степень достоверности новостей, поступающих из самых разных источников. Раньше это было необходимо для сотрудников СМИ, но сегодня это важно для всех, кто задействован в коммуникациях. К сожалению, это еще не до конца усвоенное правило: люди знают о том, что фактчекинг полезен, но не очень понимают, насколько важно пользоваться им в повседневном режиме. Знания и умения проводить фактчекинг будут полезны и сотрудникам различных компаний, в том числе медицинских учреждений, для оповещения об искажениях информации тех, с кем они взаимодействуют, тем самым предупреждая распространение недостоверной информации. В этом случае фактчекинг играет просветительскую роль, только профессионалы способны отличить информацию, построенную на основании научных данных, от выдумок, основанных на незнании.
Материал взят из видеоинтервью спикера – Глеба Юрьевича Черкасова, заведующего Центром медиапрактик ИКМ НИУ ВШЭ «Фактчекинг – базовая компетенция в современном обществе» для информационного портала «Достоверно о здоровье».
Согласно результатам всероссийского социологического исследования «Достоверно о здоровье» Национального фонда развития здравоохранения и ВЦИОМ по теме распространения недостоверной информации в сфере охраны здоровья, наибольший интерес у населения вызывают в первую очередь вопросы, касающиеся заболеваний, с которыми они сталкиваются, а также вопросы, связанные с коронавирусной инфекцией и вакцинацией, проблемы доступности и получения медицинской помощи. Помимо этого, интересуют вопросы поддержания здоровья, включая профилактику заболеваний, ЗОЖ, правильное питание, нутрициологию и диетологию, тему активного долголетия и специфичные для профиля респондентов целевых групп темы, в особенности донорство, а также онкология, гематология. Исследование было проведено в январе 2021 г.
Целевые группы:
Опрос показывает, что проверить конкретный материал на достоверность многим было бы проблематично. Так, порядка 42% респондентов, не являющихся медицинскими специалистами, склоны сомневаться в своем умении отличить конкретную медицинскую информацию от недостоверной. Четверть (25%) полагает, что не смогли бы ее отличить, при большой доле затруднившихся с ответом (17%). Те же, кто декларирует, что смогли бы отличить достоверную информацию от недостоверной (58%), достаточно часто затруднялись указать способы проверки (38%), что может говорить об отсутствии четко сформированных представлений, как проверить информацию. В то же время определенная группа целевой аудитории демонстрирует грамотность в данном вопросе, указывая, что для проверки медицинской информации самостоятельно сравнили бы информацию в нескольких источниках, в том числе в официальных медицинских.
Интернет обострил хронические проблемы взаимодействия человека и сведений, которые к нему поступают. Слишком много информации, слишком много платформ, на которых распространяется информация, слишком много внимания уделяется «обертке» – форме продажи информации. Подвергайте сомнению цифры, факты, высказывания, цитаты – уделите время проверке данных, даже если вам кажется, что вы их знаете.
Проверить источник поступления информации
Проверить актуальность сообщения
Проверить имена и названия
Прочитать текст до конца
Проверить собственно информацию в сообщении
Материал взят из видеоинтервью спикера – Глеба Юрьевича Черкасова, заведующего Центром медиапрактик ИКМ НИУ ВШЭ «Фактчекинг – базовая компетенция в современном обществе» для информационного портала «Достоверно о здоровье».
Быть внимательным к заголовкам, к источникам информации, к форме подачи и к репутации автора. Ни один из этих факторов сам по себе не является ни определяющим, ни решающим при оценке достоверности и правдивости информации, только их сочетание может привести к ожидаемому результату – получению информации, которая не навредит. Следуйте следующим правилам:
Материал взят из видеоинтервью спикера – Глеба Юрьевича Черкасова, заведующего Центром медиапрактик ИКМ НИУ ВШЭ «Фактчекинг – базовая компетенция в современном обществе» для информационного портала «Достоверно о здоровье».
На данный момент в России только прививается культура медиаграмотности, что, несомненно, хорошо, так как это означает, что общество осознанно или подсознательно осознает необходимость этого процесса. Информации становится все больше, всю ее пропускать через себя просто невозможно, поэтому необходим некий фильтр, которым, по сути, и является медиаграмотность.
Канонического определения медиаграмотности не существует, но это, безусловно, компетенция, необходимая современному человеку точно так же, как умение читать, писать и считать. Быть медиаграмотным значит разбираться в источниках информации; понимать, что не всякое слово, сказанное в СМИ, канонически верно и непогрешимо; уметь находить альтернативные источники информации и проверять факты; уметь пользоваться социальными сетями и выстраивать с помощью них свой медиаобраз.
Конечно, сегодня медиаграмотность – это ключевая компетенция современного человека. Тут сыграли свою роль и информационный взрыв, и растущее количество каналов распространения информации, быстрый и дешевый интернет, доступные каждому средства мобильной коммуникации. И на всем этом, как на благодатной почве, буйным цветом цветут фейки обо всем на свете, именно поэтому фактчекинг – один из важнейших навыков медиаграмотности. Фейки часто распространяют не с целью манипулировать вами, а просто потому, что люди, не разобравшись, что к чему, стремятся предупредить всех вокруг о чем-то важном, хоть и не очень достоверном.
Материал взят из видеоинтервью спикера – Глеба Юрьевича Черкасова, заведующего Центром медиапрактик ИКМ НИУ ВШЭ «Медиаграмотность − средство от манипуляции и ключевая компетенция современного человека» для информационного портала «Достоверно о здоровье».
Медиаграмотность – это целый комплекс скиллов, которые необходимо постоянно развивать и совершенствовать. Расскажу про некоторые из них. Творческое использование медиасредств подразумевает под собой навыки и умения создания, обработки и презентации информации в различных медиа. Тут можно говорить как о создании текста, так и о создании фото- и видеоконтента. Умение адаптировать полученный материал под нужные задачи и аудиторию, знать, какими средствами (в том числе фото- и видеоредакторами) пользоваться, и уметь пользоваться ими на уровне, необходимом пользователю для достижения его целей.
Понимание этики при работе в информационной среде так же важно, как и правила безопасности и знание основных правовых моментов в этом поле. Работая с информационной средой, нужно знать о праве на доступ к информации и ограничениях, связанных с этим. Также полезно познакомиться с понятием журналистской этики и этическими аспектами публикации личных данных, изображений сцен насилия или эротических – некоторые социальные сети самостоятельно регулируют этот вопрос (например, Facebook), другие отдают его в руки местного правосудия (что для пользователя может стать потенциальной опасностей ситуацией).
Пользователь должен понимать, что общение в интернете может контролироваться без его ведома (пользователя), при этом контроль может быть законным и незаконным. Продвинутый пользователь способен грамотно определить, какие информационные каналы могут быть под контролем с большей вероятностью и в каких целях. Вопрос права при работе в информационной среде является одним из самых насущных и актуальных, а в ситуации постоянно растущей и меняющейся диджитал-среды будет неоднократно обновляться и дополняться. А если учесть, что сегодня в России вопрос публикаций в интернете декларируется как вопрос национальной безопасности, знание современного национального права становится актуальным как никогда.
Люди должны понимать, что сегодня существуют правовые положения, касающиеся коммуникации через средства массовой информации (законы о телекоммуникации, авторском праве, печати, защите данных и т. д.), и чтобы их не нарушить, лучше всего их знать. Кроме того, полезно знать, как применять правила, декларируемые договором, конституцией и законопроектом, к своей ситуации.
Материал взят из видеоинтервью спикера – Глеба Юрьевича Черкасова, заведующего Центром медиапрактик ИКМ НИУ ВШЭ «Медиаграмотность – средство от манипуляции и ключевая компетенция современного человека» для информационного портала «Достоверно о здоровье».
Безусловно, это качество, которое необходимо использовать при работе с информацией, однако полагаться только на него не стоит. Критическое мышление должно опираться на знания о медиа и на знания о предмете изучения. Иначе это будет похоже на проход по минному полю с завязанными глазами – у тебя есть только интуиция и скептицизм, но спасут ли они тебя?
Для начала нужно понимать, что информация из различных источников может отличаться. Затем нужно уметь пользоваться основными критериями оценки источников информации – надежность, простота и эффективное использование, а также доступность источников информации. Нужно уметь правильно выбирать источники информации, руководствуясь прежде всего критерием надежности, так как качество источников информации имеет большое значение для получения адекватных результатов в работе или иной деятельности.
Современный человек должен понимать, что существуют различные модели информационного поведения, уметь ориентироваться в них и, если надо, копировать или подстраиваться под них. Понимать, что производитель информации может оказывать на потребителя влияние, преследуя собственную выгоду, другими словами, производитель информации довольно легко может манипулировать потребителем. Это одна из причин, почему одна и та же информация может быть по-разному представлена в разных источниках. Поэтому никогда не будет лишним поставить под сомнение правильность информации и перепроверить ее в нескольких источниках.
В итоге решения всегда должны приниматься на основе актуальной и достоверной информации.
Материал взят из видеоинтервью спикера – Глеба Юрьевича Черкасова, заведующего Центром медиапрактик ИКМ НИУ ВШЭ «Медиаграмотность − средство от манипуляции и ключевая компетенция современного человека» для информационного портала «Достоверно о здоровье».
Несколько лет назад ЮНЕСКО разработали пять законов медиаграмотности. Тут нужно добавить, что эта организация активно занимается просветительскими программами, в том числе в поле медиаграмотности, так как информация – это один из важнейших ресурсов, необходимых современному обществу. Как говорится, кто владеет информацией, то владеет миром. ЮНЕСКО декларирует равный для всех граждан доступ к информации.
Первый в чек-листе ЮНЕСКО закон гласит, что информация, коммуникация, библиотеки, медиа, технологии и интернет, равно как и другие поставщики информации, важны для вовлечения граждан в активную общественную жизнь и обеспечения устойчивого развития. Все они равны по статусу, и ни один из них не является более важным, чем остальные и ни при каких условиях не должен считаться таковым.
Второй закон – о том, что сегодня каждый человек является создателем/производителем информации, каждый имеет право на доступ к информации и право на самовыражение.
Третий закон напоминает нам, что информация, которую мы потребляем, не всегда нейтральна или беспристрастна в своих оценках.
Четвертый закон – о том, что даже если человек не осознает свое право или необходимость в получении релевантной информации, никто не вправе это право у него отнимать.
И пятый, один из самых важных, на мой взгляд, – о том, что медиаграмотность – это навык, который необходимо постоянно совершенствовать.
Материал взят из видеоинтервью спикера – Глеба Юрьевича Черкасова, заведующего Центром медиапрактик ИКМ НИУ ВШЭ «Медиаграмотность – средство от манипуляции и ключевая компетенция современного человека» для информационного портала «Достоверно о здоровье».
По результатам совместного всероссийского социологического исследования «Достоверно о здоровье» Национального фонда развития здравоохранения и ВЦИОМ по теме распространения недостоверной информации в сфере охраны здоровья, определен основной источник медицинской информации для населения, которому бы доверяло большинство, — разговоры с врачом, медицинскими сотрудниками (82% декларирует доверие). Также в топ источников, вызывающих доверие, вошли официальные сайты медицинских учреждений (65% декларирует доверие).
Однако мнения опрошенных по многим пунктам расходятся, что может говорить о достаточно некритичном восприятии. Показательно, что, помимо разговоров с врачом, для опрошенного взрослого населения одними из основных источников медицинской информации являются телевидение, сайты о здоровье и медицине и разговоры со знакомыми. С одной стороны, это может говорить о более простом доступе к этим источникам и большем их присутствии, но в то же время – об определенном доверии.
Наименьшее доверие населения и целевых аудиторий среди источников медицинской информации в целом вызывают: блоги и видеоблоги (недоверие декларирует 68% опрошенного населения и 64% целевых аудиторий), страницы и группы в социальных сетях (67% и 64% соответственно), каналы и группы в мессенджерах (по 65%). Помимо этого, целевые аудитории чаще декларируют недоверие разговорам со знакомыми (не доверяли бы 64% против 19%, кто доверял бы). Население, в отличие от целевых аудиторий, несколько чаще склонно прислушиваться к мнению знакомых (при 46% скорее не доверяющих доверяли бы 37%).
Исследование было проведено в январе 2021 г. В ходе исследования была отмечена востребованность у населения источников достоверной медицинской информации и способах борьбы со стереотипами. Предоставление качественной медицинской информации является одной из наиболее недооцененных возможностей современных медицины и медиа, а вовлечение населения в принятие решений через предоставление им качественной информации является ключом к преобразованию всей экосистемы медицинских услуг.
Целевые группы исследования:
Предельно точного определения фейка еще не найдено – специалисты продолжают спорить. В самом общем виде – это недостоверная, вводящая в заблуждение, или неполная, или искаженная информация.
При этом фейками мы называем три, в общем-то различных феномена.
Во-первых, информационные мистификации или намеренное распространение лжи в социальных медиа и традиционных СМИ с целью введения в заблуждение, для получения выгоды или преимущества.
Во-вторых, фактоиды - недостоверные или ложные утверждения (непроверенные или заведомо неверные), которые облекаются в форму достоверных и выдаются за достоверные. Например, публикация якобы официального сообщения, которое принимается за истину как результат самого факта появления его в печати.
В-третьих, в контексте фейков некоторые рассматривают и искажения информации (существенные и технические коррективы, которые привносятся в информацию, по мере ее передачи от субъекта к субъекту, как в детской игре «испорченный телефон»).
О том, насколько объемна проблема фейков, говорит исследование компании First Draft, предложившей классификацию из 7 типов искажений информации, которые мы часто видим в современных медиа:
Поля отмеченные звездочкой (*) - обязательны для заполнения